фото С. Романовича

Художник СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ
в ЖИВОПИСИ и СЛОВЕ

О реализме.

Из литературного наследия:
о Михаиле Ларионове:
о Петре Броминском
о Николае Ге
о Винсенте Ван Гоге
этюды об исскустве
избранные стихи

AddWeb.ru - раскрутка сайта, 
продвижение сайта

Вопрос о реализме и о большом реалистическом стиле поставлен на очередь всем предшествующим движением искусства нашего периода, начало которого приблизительно совпадает с началом XIX века. Это движение, вначале порожденное неудовлетворенностью искусством академического порядка, пройдя все стадии натурализма и не получив удовлетворения в нем, в гневе на собственную слабость разлилось безудержным потоком различных «измов». Это движение служило предвозвестником нового реального искусства и разнообразными голосами и криками предупреждает об его приближении. Но что же такое реализм, чем он достигается, и почему понимают его неодинаково?

Обыкновенно произведением реалистическим называют такое, которое имеет в себе нечто помимо верной передачи природы и манеры, или, лучше сказать, почерка, присущего каждому художнику. Это «нечто» мы назовем чувством любви к действительности. По нашему мнению, любовь к действительности есть тот скрытый огонь и то тепло, которые мы необъяснимо чувствуем и которые, послужив побудителем к созданию произведения, навсегда сохраняют его от смерти.

Справедливо ли это? И каким образом доказать положение, что реализм и жизнь произведения зависят от присутствия чувства любви к действительности в художнике?

Прежде всего доказательством только что высказанного является то, что реалистическая сила произведения не зависит ни от времени его возникновения в историческом пути человеческого развития, ни от состояния технической культуры. В самом деле, мы видим часто, что рисунки древних и диких поражают нас своей реалистической силой и могут конкурировать с массой произведений нашего времени.

Не может служить определением силы произведения и состояние технической культуры — мы знаем, что упадок часто знаменуется изысканностью внешних технических средств, всякий барокко удостоверяет это... Реалистическая сила произведения не зависит также от внешней одаренности мастера или его талантливости, потому что мы часто видим, как произведение большого виртуозного блеска ставится судом истории гораздо ниже неумелых, выигрывающих чем-то иным произведений. Вот почему, видя, что внутренняя ценность произведения не зависит ни от времени, ни от места, ни от технической культуры, ни от талантливости художника, мы не находим решительно ничего, от чего могли бы поставить в прямой зависимости силу и глубину произведения, кроме упомянутого чувства любви к действительности, которое можно назвать гениальностью видения и тому подобное. Это чувство любви к действительности делает произведение реальным.

Нас прежде всего спросят: почему реальным произведением для одних является одно, для других иное? Во-первых, потому, что по-разному любят; как разнообразна любовь к Богу, любовь к народу, любовь к женщине, так и любовь к действительности не может избежать этого разнообразия форм. Любовь бывает больная, сильная, слабая, омраченная тем или иным фактором, но все же любовь — любовь; так же и в понятии «реального» кроме личного и текучего есть начало постоянное и абсолютное. Оно выясняется из произведений, которые вышли великими из борьбы времен и вкусов. Рафаэль, Рембрандт, Фидий — эти пророчества признаны человечеством. Однако нам скажут, что любовь к действительности может присутствовать лишь там, где есть сама действительность, в противном случае, в случае абстрактного искусства, где найти критерий для оценки? Мы ответим: в действительности, но в действительности, понимаемой не в смысле наглядности, но в смысле правды чувства. Вот он, реализм в высшем смысле, соприкасающийся с пророчеством и исходящий из нравственной и светоносной природы человека.

Прибавим к этому, что понятие «абстрактное», хотя с первого взгляда и уничтожает понятие «наглядное», но оно не противоречит понятию «жизненное»; ведь линия, как таковая, есть абстракция, но художники знают, как линия может быть мертвой, ничего не содержать, но может и содержать всю выразительность жизни; если же абстракция может выражать жизнь, то есть в широком смысле действительность, то и любовь к действительности может присутствовать в абстрактном искусстве. Итак, мы видим, что искусство абстрактное может быть реальным. Но, даже согласившись, что любовь к действительности есть самое главное в творении, спросят: как же выразить ее? Для этого надо найти язык соответствующий и свободный, такой, чтобы действительность проходила через него незапятнанной ложью и необезображенной неловкостью. Это относится к чувству стиля, присущему художнику. Надо лишь оговориться, что в высшей мере одаренный этим чувством художник без любви к действительности не может создать при всех своих достоинствах произведения реального, и, наоборот — в высшей степени не одаренный чувством стиля человек, если в нем есть любовь к действительности, может дать произведения абсолютной ценности.

В конечном счете, борьба за реализм есть борьба за истину. Искания истины происходят в искусстве так же, как и в других областях жизни; здесь есть свои битвы, поражения и триумфы, здесь есть работа целых эпох и единичных пророчеств. Одно умирает, чтобы погибнуть, другое — чтобы воскреснуть и утвердиться. И то, что выходит целым из этой борьбы постоянного рождения, то очищено огнем этой борьбы. Таким образом, в истории, в человечестве, понимаемом абстрактно, возникает критерий истины. Нам же не надо забывать, что мы участвуем в борьбе за истину лишь в одном, малом периоде истории, и нам надо быть слишком осторожными, чтобы не стать слепым орудием этой борьбы.

В наше время открылись иконы и сияют все сильнее и сильнее, исчезли кубисты, лопнул «Бубновый Валет», появилось производство...

В поисках истины тысячу раз вернутся то к одному, то к другому, перетрясут, разберут, соединят вновь, прежде чем увидят и утвердят.

Но неомраченная радость, уверенность в приближении истины есть награда за стремление и труд в поисках истины и ее выражения.

Только приверженность открывает то, что скрыто, только терпение получает, только искренность спасает от ошибок и только любовь к действительности ведет к реализму в высшем смысле.

 

ПРИМЕЧАНИЯ.

 

Статья «О реализме» была написана для журнала «Маковец» и опубликована вN2. («Млечный путь». М. 1922.)

 

 

Под «реализмом» С. М. понимает не школьную формулу о «верной передаче действительности». Он имеет в виду «большой реалистический стиль», несущий представление о единстве жизни как мирового процесса, о необходимом каждому художнику чувстве «космической жизни, каждый элемент которой – отзвук на жизнь вселенной», отражающий интуитивно «волнение и жизнь космоса».


контакты ©2005
Hosted by uCoz