Художник СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ |
|
Пётр Васильевич Митурич. |
|
Мыслительная энергия. Энергетическая деятельность мысли. Его работа по механике в области волнового движения – это следствие желания вывести механическое устройство из паразитического, так сказать, состояния лишь потребляющих энергию (заключенную в узле бензина и т. д.) в деятельное состояние, включить их в живые ритмы природы. Эти мысли и отсюда принципы волнового движения в противовес прямолинейному и т. д. Новое чувство мира, о котором он часто говорил, что же это такое и как оно им понималось? Я думаю, это то, что дается расширением связи человеческого сознания с элементами мира физического и психического. Мы знаем, недавно считалось, что земля плоская с весьма ограниченными космическими связями. Однако постепенно открытия науки расширили эти представления и связи. Можно было бы привести много примеров. Понимание этого было в словах Ван Гога, когда он писал: «Наука является инструментом, которому предстоит большое будущее. Раньше земля считалась плоской – она и сейчас такая от Прованса до Аньера, но наука доказала, и с этим никто уже не спорит, что она шаровидна. Так же в будущем будет показано, что наше существование не плоско и далеко превосходит шаровидностью тот отрезок жизни, который мы имеем в нашем существовании от рождения до смерти. Превращение гусеницы в бабочку было бы не чудеснее этого»¹. Дальше он сравнивает города на географической карте со звездами, и эти миры ему кажутся не более недостижимыми, чем географические пункты. Так же происходит и со временем. Существуют временные закономерности, которые, Петр Васильевич утверждал, были открыты Хлебниковым, который обнимал и соединял широкие явления, лиц, народов, мира. Касаясь живописи, о которой им была написана книга, это сводится к тому, что здесь глубокие закономерности через человеческое чувство и волю проявляют себя особо и самостоятельно. Закон чисел в живописи, которая обращается к глазу, самому совершенному органу, созданному светом и для света – эти законы особенно сложны, выразительны и предпочтительно выражаются этим искусством. И это чувство художником выражается в способности сочетать – в противоположность пассивному списыванию предметов, переобезъяниванию природы, которое Петр Васильевич называл изобразительством. Энергия мысли. Пуговичник. Мы, знавшие его, знаем, как он был непреклонен, утверждая то, что считал правильным. Все, которые были связаны с ним, чувствовали его доброту. Это и его честность, бескомпромиссность к нему влекли стихийно людей, находивших с ним общее. Эти качества подобны теплу и свету, и также действовали на окружающих. Несколько раз у нас был разговор о «больших временах». И вот они для него настали. Не так далеки они и от нас некоторых, которые почти его сверстники. И когда мы думаем о Петре Васильевиче уже ушедшем, можно напомнить слова Уота Уитмена, поэта, который сильнее всего влиял на Велимира Хлебникова: «В раздумье и с сомнением пишу я слово мертвый. Ведь мертвые – живые, единственно живые, может быть». 1961 – 1962 гг. ПРИМЕЧАНИЯ Петр Васильевич Митурич (1887-1956) – график, живописец. С. М. находился с Митуричем в дружеских,
доверительных отношениях. |
контакты | ©2005 |