Художник СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ |
|
о П.Пикассо. |
|
Об
абстрактном искусстве беспомощно опускается в воды этой беспощадной реки. Тонет Пикассо, а с ними и тысячи «малых сих», соблазненных этими калифами на час. Достоинство Пикассо может быть исчислено в процентах: +5… – 95. <…> Мы упомянули о М. Ларионове, который был из первых, утвердивших абстрактную живопись. Но у него, также, как и у Леже, это был один из аспектов их творчества, и это естественно, так как изобразительность в живописи – это обогащение ее ресурсов, и абстракция – это лишь одна ее сторона, пусть даже основная, если мы будем говорить о ней, как и следовало бы всегда, как о гармонии цвета и форм.
Его разрушительное влияние, деморализующее и ослабляющее силы действительной культуры. Условия: обстоятельства места и времени его появления. Общий характер борьбы новых идей и новых людей. Что же случилось? Академия, академический формализм. Характеристика самая простая и доступная этого явления. Способности в общепринятом смысле. Что надо, чтобы стать художником? Способность к техническому действию. Тетя говорит: «У тебя способности не больше, чем у меня». Или: «Что ты можешь нарисовать – портрет или еще что?» Вундеркиндство – виртуозность. Репин или Бродский, или кто-либо другой в этом роде, Каульбах, Цорн, как пример. У наиболее подвинутых и одаренных художников и ценителей
живописи возникает постепенное понимание того факта, что не внешняя
виртуозность и блестящие способности к иллюзорному изобразительству, например, Репин, Крамской, Каульбах, Бугеро и другие, а
внутренняя способность к действительным ценностям видения и исполнения делают
ценными произведения искусства. Кубистическая картина – плоская картина, такова ирония жизни, плоская в самом прямом смысле. Ее геометризм – только видимость, только иллюзия, такая же, как перспективная и воздушная «глубина» картины, построенной лишь на иллюзии предметного мира, иллюзии, которую так блестяще умели достигать мастера конца Х1Х века, получавшие «ордена и награды». Но они не становились в позу новатора, гения нового времени. С ними дело было гораздо проще. Академик 60-70-х гг. прошлого века мог сказать, например, указывая на свою кисть: «Эта кисть заработала столько-то и столько-то, она дала высшее образование моим детям». Сезанн, указывая на беспокоящее его место в своей картине, говорил: «В этом месте нет пространственного цвета». Картины кубистов лишены этого качества: пространственного цвета, так как они лишены живописи, лишены жизни. В живописи дело обстоит так, что, например, плоский египетский орнамент или два тоже плоских гармонически сопоставленных цвета приобретают глубину и пространственность, как это происходит с «Временами года» Ларионова, где плоская раскраска пятен, линий и фигур дает ощущение глубины и прелести жизни. Неживописец не может овладеть этой единственной по своей сложности задачи: вызвать пространственную жизнь цвета, так как жизнь его, то есть живопись, начинается там, где кончается его плоскостность. Из всего сказанного понятно, что здесь не говорится об иллюзорном пространстве в живописи. Кубизм плоский. Должен ли он всегда быть таким? Несколько работ Ларионова, очень немногочисленных, сделанных в этом роде, давали ему жизненность. Некоторое количество неизвестных, но одаренных авторов пытались небезуспешно решить эту задачу, но это в целом почти не входит в расчет: общая масса кубистических работ остается мертвой, плоской массой. 1962 г. |
контакты | ©2005 |