Художник СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ |
|
Выдержки из переписки |
|
28. <…> У
меня маленькая неприятность: сейчас чувствую недомогание и
хотя приехал в Москву, но работать не мог. Я думаю, что это – малярия,
вероятно, от переутомления, или немного простудился, когда ночью мылся наружи.
Целую тебя крепко, крепко, жалко и тебя и Тату, может, что-нибудь и устрою.
Только бы мне довести дела до конца. <…> 1938 или 1939
г. 29. <…>
Хотел бы тебя обрадовать какой-нибудь хорошей вестью. Писать одно и то же и все
о беспорядочных и неприятных вещах уже не поднимается рука. Однако, нужно, так как
думаю, что ты станешь беспокоиться, долго не получая денег. Сегодня Рустим сказал, что, будто, деньги пришли, но Шафиев по телефону с нашим делопроизводителем сказал, что
беспокоит запутанная отчетность и так далее. В. Анд, поехал сегодня к нему. Как
там у них устроятся дела, и сколько получу и когда, не знаю. Что касается
Райсовета, то и там все откладываются дела и хотя я бываю там каждый день, но
еще не получил окончательного ответа. Есть вероятность, что дело с портретами
будет отклонено, так как денег у них в обрез. Завтра в четыре часа я узнаю об
этом окончательно. Вот видишь, как все это не ладится. Что касается Спартака,
то это будет известно <неразборчиво> в первых числах октября. Знаю, что
ты без денег. Думал послать тебе побольше, но сейчас и
мало не могу. Несмотря на все сомнения, думаю, получу все же на днях, и первое
что – отдам Марине. <…> 1939? г. 30. 2 ноября, семь
часов вечера. <…>
Сегодняшний день, наконец, принес долгожданную перемену: 1) В Райсовете начинаю
завтра писать портреты и 2) Завтра обещают энное количество денег из
Азербайджана, но обещают совершенно положительно, во всяком случае
хватит рассчитаться с долгами и прожить некоторое время с вами. Деньги или
вышлю завтра телеграфом или передам Ире, которая собиралась приехать к тебе
4-го. Раньше 6-го я никак не смогу: задержали сильно работу, и остается очень
мало времени. Придется, вероятно, писать и ночи, чтобы сделать все в срок, то
есть, к шестому. Ну вот, наконец, мы с тобой заживем вместе, и будем коротать
дни, которые кажутся с тобой короче и светлей. Но какой тяжелый изматывающий
период я пережил и переживаю вот третий месяц! Вперед наука: нельзя оставаться
без денег совершенно в надежде на получки и так далее. Должна быть сумма,
которая должна считаться абсолютным нулем. Она должна быть достаточно крупная,
чтобы вне всяких сомнений можно найти, и не спеша работу и пр. всячески нужно
устроить, чтобы была какая-то основа более уверенной и спокойной жизни, так как
повторять такие <неразборчиво>, как только что миновавшие или, вернее,
уходящие не хватит ни сил, ни нервов, ни здоровья. О какой же работе в таких
условиях может быть речь, или вообще о жизни? И все, что нужно, надо сделать и
принести даже известные жертвы. В Москве грязь и сырость. Я провожу все дни в
хождениях. <…> Теперь я чувствую, что мы, наконец, заживем, как следует,
и дело пойдет. Наш священный семейный огонь вспыхнет ярче. Пенаты будут весело
оглядывать нас. Растения, воздух, вода будут охотно приносить плоды и благоприятствовать нам. И мы украсим наше жилище
цветами. <…> 1939 г.? 31. <…> Ты
ждешь денег и, наверное, сидишь без копейки. Я тоже пью до последней капли эту
горькую чашу. Сегодня опять ждали Ш-ва,
который поехал, но ни его, ни денег так и не дождались. Как это неприятно и
даже непереносимо, ты можешь себе представить. Был на Арбате и сказал Марине,
что деньги задерживают. Это ей, по-видимому, было неприятно, а в сто раз мне.
Завтра буду звонить в Спартак. Я получил предложение
преподавать в Арх(итектурном) инс(титуте) с какой-то группой один раз в шестидневку, но по
три часа. Я рассчитал, что выйдет 240 руб. в месяц. Послезавтра пойду в первый
раз. Что делать, хоть что-нибудь. Состояние у меня скверное. Я очень беспокоюсь
за вас и сделать ничего не могу. Если очень плохо
– привози книги и продавай. Я ужасно
устал и рад бы написать что-нибудь веселое. <…>. Конечно, все эти
неприятности минуют, и вновь проглянет солнце. Однако как это поучительно: чуть
ослабишь вожжи в добыче денег, и пошло. Жизнь – действительно
пугало, которое гонит в направлении добычи, и мечтательность в этом направлении
приводит к большим неприятностям, и все-таки я счастлив тем, что у меня есть
слабая надежда в искусстве и тем, что есть у меня ты, моя чудная, прекрасная,
которую я так люблю, которой так радуюсь. Может
поживем еще с тобой, и мои глаза будут тебя видеть и следить за каждым
движением, упиваясь, наслаждаясь тем элементом, в котором ты живешь. И здесь же
будет прыгать и солнечный зайчик Татик. Прожить
только это ужасное время, которое все-таки не так плохо потому, что не
безнадежно. Безденежье – ведь это пустяки. Деньги должны быть и будут. Думаю,
что тебе очень трудно с Наташей и как бы я рад был с ней сидеть. Так это и
будет. Не печалься, моя милая, любимая. Я приеду скоро, и мы станцуем танец
веселых слонов. <…> 1939 г.
<?> 32. <…> Как
давно тебя не вижу, как по тебе скучаю. Я хожу здесь и у меня чувство, что я
оставил какую-то свою настоящую жизнь, светлую, где все мое настоящее, где даже
сквозь туман светит солнце, где лето и зеленеют деревья, где поют птицы, где
даже мухи служат украшением, вроде маленьких мелькающих зайчиков или, что вернее, маленьких порхающих бегемотов. А здесь – тень
тени. Аид, где нет даже тени Ахилла, а встречаются больше души спутников
Одиссея, превращенных в свиней злой, но проницательной волшебницей. Эти тени
бранятся, весьма сильно толкаются и отдавливают ноги. Пишу тебе из Сумрака,
пишу туда, где моя любовь и настоящая жизнь. Милая, милая, как бы я хотел иметь
власть перенестись к вам, поцеловать моих Кисоньку и
Наташеньку. Но половина госпожи Музы еще не написана, показался лишь ее лоб и
глаза, павильон, мостик и двадцать деревьев ждут ударов маховиков и ручника.
Приехавшие азербайджанцы требуют новый эскиз, я не смог приехать, так как хожу
через ночь на работу, а в промежутке занимаюсь Джокондой. <…>. 1939 или 1940
г. 33. Дорогая
Кисонька. Как быть? Я в отчаянии. Сегодня обнаружилось, что вышли какие-то
беспорядки с договорами и расписками с Азербайдж<аном>, и Шафиев даже не привез. Будут отправлены новые договора в
Баку, и тогда получены будут деньги. Это верных две недели. Сейчас звонил в Спартак, там тоже просят
подождать две недели или к концу месяца сдачи отчетов, собрания и еще что-то.
Сегодня преподавал первый раз, заработал 60 руб., 28 их получу. Но это – капля
в море. Главное, наверное у тебя – ни копейки и ты
ничего не пишешь, и еще долг Марине. Но если вопрос о хлебе, то привози книги
Шекспира и продавай. Книги – дело наживное. Сейчас десять часов вечера и в
Почтамте гонят. Я пришел с занятий, ждал вести от тебя, но нету.
Но все переживем, моя милая, дорогая, лишь бы вы были здоровы. Тушат свет и
честью просят. <…> Занять негде. <…> Продавай книги. <…>. 1938? г. 35. Дорогая
Кисонька. Сегодня, восьмого, я узнал, что ты уехала, и тебе было трудно с вещами.
Жаль, что ты мне ничего не сказала. Мое желание видеть тебя и Тату постоянно,
но таким образом, чтобы я действительно мог вас видеть, а в М<оскве> это почти невозможно. Я думаю, что самое
главное – тебе упрочиться на Ил<ьинском> П<огосте>. Я получу работу,
которую бы можно делать там, и ты меня не выгонишь оттуда. Боги мои! Как я хочу
взять кисти в руки! Настанет ли,
наконец, это время? Сегодня я отвез два пробных рисунка к Спартаку. Редактор
сказал, что видны руки художника, но как будто ведутся уже переговоры с Вышеславцевым, тем художником, который иллюстрировал
издание у Вити. Я его знаю, ловкого, и это меня беспокоит. Будет известно после
консультации и совещаний, результаты тринадцатого. Эта работа хороша тем, что
ее можно делать в Ил<ьинском> П<огосте>. Сегодня я
встретил одного худ<ожника>, кот<орый> делает копии с картин в ЦБ маст.
Он говорит, что там есть работа. Ты очень хорошо сделала, что уехала и. заняла
денег. Лишь бы был постоянный приток денег и не было бы простоев, которые почти
неизбежны при временных заработках, особенно в том случае, если не живешь
постоянно в М<оскве>.
<…> Я сейчас живу, буквально считая гривенники. <…> 1938 или
1939г. 36. <….>
Сегодня подписал договор с театром, и сегодня же в ночь начнем работать. Сейчас
зайду за красками Целую тебя и Наташу крепко, крепко, хотел бы вас обнять и
согреть, отогреть от этих холодов. <…> Сейчас – за красками в МОСХ, потом
на урок. К 12-ти – в театр. 1938 или 1939
г. 37. <…>
Поздравляю тебя с днем, с которого солнце начнет вновь к нам приближаться. Я
так его ждал, теперь начнет становиться все теплей, все светлей, а там набегут
ручьи, растают снега, прилетят птицы, проснувшаяся земля вновь оденется цветами
и травами, и мы, если будем живы-здоровы,
пойдем гулять, дышать под солнечным теплом. Вчера провел первую ночь на работе,
незнакомой и весьма трудной физически – щетками растирать масляную краску по
бязи, а так как размер холста 7х5, то это тяжело. Сегодня иду вновь, но очень разбитый. Эх, годы! Раньше это было все легче, к тому же в
театре очень дует <…>. Через два дня солнышко протянет нам свой первый
новый луч. <…> 1938 или 1939
г. Дорогая
Кисонька. Посвящаю тебя в свои производственные дела. Взялся за декоративную
работу в театре. Нужно сделать ко 2-му марта, считай к 5-10-му, результаты
такие же, как и предшествующие (приблизительно). Кроме того пришли Азерб<айджанские>
эскизы, и скоро мне придется их делать, таким образом, как приехал, так и попал
в толкучку. Картину не приняли и теперь мне ее тащить обратно. Ира мне сказала
о фортеле М<арии> Арт<емьевны>.
Я схожу к юристу (тьфу!) и узнаю, как обстоит дело с правовой стороны. Во
всяком случае, надо ей сказать, что <в тексте зачеркнуто – Н.Р.> может ли
она ставить такие условия, будет решать суд. Прибавить можно 20 рублей, заключив
договор, и баста. Скучаю здесь и страдаю, но нужно терпеть до конца. Все же
будут какие-то перспективы на жизнь с вами и работу. Если выберу денек, приеду
к вам. Сегодня не могу, так как работаю в театре <…> 39. <…> Если
сможешь и найдешь время, купи в музее Изящных искусств репродукцию моего
рисунка, кот<орый>
находится в музее Ленина. Они, эти снимки, продаются на выставке фото. Я думаю,
можно также достать в муз<ее> Ленина. Я писал, кажется, об этом в письме.
Комиссию я не жду, так как эти обещания проблематичны <…> 1938 г. <?> 40. Дорогая
Кисонька. Вчера не мог выбрать минуты времени – с утра до вечера работал в
мастерских (нажимают и нажимают), а с 10 с большой спешкой отправился в театр,
откуда вернулся в восемь утра к К<атерине> С<тепановне> и
поднял с «своей» кровати Кирилла, который назначен военврачом в Кунцево на 45 дней. Он уступил мне место безропотно, и я
проспал до 11-30. Сейчас пишу письмо, потом звоню Ире, потом куплю что-нибудь
для вас. Ах, с какой бы радостью я отправился к вам, посмотрел бы, расцеловал
бы Кисаду и Татуту, но
сегодня вечером – опять театр, который задерживаем, а теперь юный. Это
постановка весьма сложна и гораздо более нудная, чем простая. Я взял у Машк<евича> одну вещь
сделать повтор его картины за 21,5. Когда все это я сделаю – не знаю, но сельск<ое> хоз<яйство> нажимает весьма
серьезно, придется по ночам, неуд<обен> и
размер (21х 23), большой. Но все-таки это имеет некоторые перспективы. К
несчастью, чувствую себя плохо, и опять постоянно болит затылок. <…> 1938 или 1939
г. 41. <…> Я
сижу с Наташей, держу ее на коленках, а она говорит: «Напиши маме, приезжай
скорей с войны». Уже много дней прошло, как нет от тебя никаких вестей, и я и К<атерина> С<тепановна> очень беспокоимся. Наташа говорит: «Напиши,
что Наташа хочет поскорей увидеть, и чтобы ты привезла фарфоровую книжечку и
стекло, чтобы красиво было смотреть <…>. Я тебя видел несколько раз в
больнице во сне и один раз с какой-то цыганкой- девушкой. Ты, как водится, была
необыкновенно причесана. Я, чтобы тебя развлечь, стал рассказывать историю, как
одна прежняя дама полюбила цыгана, и постепенно лица рассказа стали живыми и
стали действовать сами. <…> Я был так уверен в том, что ты приедешь, что
купил два билета на 18-е число, кажется Чайковский, шестая симфония, Франческа
да Римини и Щелкунчик. Ты можешь представить, как
грустно было мне идти одному, с кем-нибудь я не хотел идти. Ты, мой сердечный неизменный друг, была
в моих мыслях. Франческа и Щелкунчик меня очаровали, но Шестая – нет. Я не
дошел, или мне кажется, он не симфонист, так как мысль, в ней лежащая,
неопределенна в своих формах как идея действительно сущая, реальная. Но мы об
этом поговорим. Но как мастер программной музыки и музыкальных переживаний он
очень силен, прямо великолепен. Приезжай же, свет моей души, мы будем слушать
чутким ухом чудесные звуки. <…> 1940 г., март. 42. 14 окт. <…>
Утром доделывал <неразборчиво> рисунок и сейчас только что приехал в М<оскву>, еще никого не
видал. Покамест я – еще чистый лист, хоть и серой
бумаги, которая через день-два покроется помарками, кляксами и различными
<неразборчиво> надписям. <…> 1940 г. 43. <…> Я
купил Вл. Соловьева восемь книг и Як(ова) Беме, будешь читать вечером,
сидя со мной рядом. <…> 1940 г. 44. <…> Что
тебе написать о себе? Все то же: ужасно устал, болит голова и ужасно тоскливо.
В театре идут просмотры. Таким образом, с ним покончено (почти, так как могут
быть кой-какие доделки), остается получить. Теперь мне
предлагает Женя сделать повтор его картины. Дело в том, что негде, и так как
параллельно приходится делать здесь, на Рождественке,
не могу уехать в Ильинский. Вчера прошел слух, не
знаю, верный ли, что Азербайджанские планы отменяются и то, что мы хотели
делать, тоже. Все возможно, не знаю, горевать ли: с
одной стороны плохо, так как главный материальный расчет был на них, но когда
подумал, что еще несколько месяцев так существовать, то радуюсь. Я поговорю с
Лиз<аветой> Викт<оровной>,
может она пустит занять ее комнату скверной живописью на две недели. Если
кончится Азербайджан, то все станет легче. <…> Вечная спешка и спешка,
вчера была еще ночь без сна. А. Толстой, чья пьеса, недоволен режиссером и
актерами, и все в театре бегают. <…> NB. Мне достали десять метров белой материи <для живописи – Н.Р.> 1938 или 1939
г. 45. <…> Я
сейчас работаю и днем и вечером и чувствую себя, по-моему, лучше, чем летом.
Сегодня колол и таскал дрова и с удовольствием, и устал не очень. Это все от того, что я избавлен сейчас от курения и делаю гимнастику
<…>. Сегодня приходил Македон за деньгами, я
сказал, что нет. Потом пойдут молочницы, квартиры, няньки и ctr. Брр… Надежда у меня на Женю. Как только картину
отправлю, постараюсь изо всех сил заработать. Наверное, что-нибудь заработаю.
Не может быть, чтобы ничего не заработал, а может быть, и за картину еще
заплатят. <…> 1938 или 1939
г. 46. <…>
Заходил в консерваторию, и билетов уже нет. Вообще живу здесь скверно и вся
надежда на тебя. Что-то плохо в королевстве Датском. Будешь ли ты слушать
Эгмонта девятого числа? На всякий случай купил билеты. Дорогие мои, милые,
когда же вы меня освободите от этого Вавилона и служения Маммону?
Когда же я буду с вами? Как ошибаешься ты, думая, что я здесь что-нибудь имею и
получаю для себя хоть малость каких-нибудь
удовольствий. Я чувствую (себя) скверно, почти всегда в тоске и думаю, только
(бы) сил хватило дотянуть до чего-нибудь. На 1 Мая постараюсь приехать, но
приезжать на один-два дня – только себя расстраивать,
да и тебя выбивать из колеи. Когда же мы будем вместе, все это
<неразборчиво> дальше и дальше.
<…> 1939 или 1940
г. 47. <…> Мы
наверняка соберемся вместе, то-то будет радость и топот, то-то будет пляс и
визг. Ты – умница, замечательно сохранила мои работы и упаковала: все в целости
и прекрасной сохранности. Я разбирал ящики у Маруси и все тебя хвалил и
мысленно тебя целовал и обнимал. <…> На Погосте чудно, весна так и
звенит, спокойствие и очарование природы; но есть совершенно нечего, здесь
нужно долго стоять по утрам, чтобы достать сахар, масло или крупу, да я еще и слаб претерпевать эти разъезды и стоянки, и битвы в
магазинах. <…> 1940 г. 48. <…> Если
б ты сумела записаться на газету, здесь отказывают в «Правде», скандалить нет у
меня сил. Мой мосховский билет № 392. Ты можешь взять
справку, Ермолаевский, 17. Я имею право на газету.
Телефон НДМ 108-85, Екатерина Александровна Звенигородская,
зав. Худ. Отделом. <…> 1937 или 1938
г. <…> Пишу
Жене с просьбой денег; не знаю, как у него. Если не получу – не знаю, что и
делать. Так Новый Год мы встречаем не блестяще. Если сможешь где занять, занимай.
<…> Сегодня пошел уже поворот на весну, мы вступили в солнечный
прилив. Еще бы! Три месяца холода, а там
и весна и нежное голубое небо, и весенний воздух, и травинки, и листочки, и
жучки и бабочки и червячки… и мухи. <…> 23 декабря
1937 г. 51. <…> Сплю
2-3-4 часа на маленьком деревянном диване и ноги на стуле, под головой кисти.
Это пустяки, не могу хорошо делать – это худо: толпы людей в коридоре, где
работа. Это еще хуже. Морально плохо: все кончится послезавтра, 5-го крайний
срок <…> 1938г. 52. Дорогая
Кисонька! Я здоров.
Сегодня отнес во Всекохуд(ожник) картину и выяснил, что
25-го просмотр не состоится. Завтра, или послезавтра выеду в Л(енинград). Грущу в М(оскве) по Ил(инскому)
П(огосту), по вас, души моей царицы, по писчалкам и недосыпкам, по грустилкам и «кловунадам»,
по мамам и дочкам. От вас ничего не получал. Запирайтесь на ночь, гуляйте,
отдыхайте и пользуйтесь осенними теплыми днями. <…> 1938 г. 53. <…> У
Наташи корь. Сейчас уже лучше, хоть одна железа распухла, t постепенно
понижается и сейчас уже в среднем 38 с небольшим; и то
это от распухшей железы. Это сказал врач, очень симпатичная женщина, чтобы
меня, как сказала, успокоить. Пиши чаще. Пиши. Она меня сегодня пустила в
палату, и я полчаса просидел с Наташей. Она сидела и свивала бинт, была смущена
вначале, а потом стала улыбаться, просила рассказать Щелкунчика, что я и сделал. <…> Сегодня должен получить
деньги. Как тут с кем расплачусь и отдам шить пиджак и, главное, брюки, так как
пришли в совершенно негодное состояние, мешающее общежитию. <…> 1940 г. 54. 2 января. <…> очень спешу, рискуя
большим скандалом. Работаю в помещении театра, где 4-9 градусов. Обертываюсь
газетой, что рекомендую и тебе, особенно для ног. <…> 1940 г. 55. 9.5. <…> Пишу
тебе из Баку. Здесь я чувствую себя неплохо. Новых впечатлений очень много.
Очень не высыпаюсь, так как дел, хлопот и встреч очень много. Сегодня тронемся
на машине в окрестности. Рубашки твои мне впору и белые штаны мне скрашивают
жизнь. Я тебя все время вспоминаю, боюсь только, что денег тебе не оставил. Это
меня тревожит. <…> Уже несколько раз я был на берегу моря, а вижу его из
окон гостиницы. Первый раз около
Дербента я выскочил из вагона и побежал к морю, рискуя опоздать назад. Я
схватил горсть мокрого песку, а волны набегали с пеной здесь с шумом. Я видел
первого человека с кинжалом, впрочем, он был и последним. Видел черный хребет,
снежные вершины, рисовые поля дают <неразборчиво> инжир, айву. Цветут
гранаты и прочее. Но впереди, говорят, вещи еще более интересные. Но себе не
принадлежишь, и поэтому все это значительно теряется. <…> 1938г. 56. 21 июня <…> Возвратясь в Баку из странствий по Азербайджану, нашел
ожидавшее меня письмо от тебя, моя дорогая, прекрасная, от тебя, которую я
люблю всем сердцем. Это письмо для меня – весть о возможной настоящей жизни.
Здесь бывают моменты, когда видя очень хорошие горы, леса и реки, однако то,
что все это было смешано с той
обстановкой и обстоятельствами, которыми сопровождались, кроме того я чувствую
себя плохо, то есть усталым и часто раздраженным и подавленным. Вообще все
время не в своей тарелке; мысль о конце меня все время преследует, очень
сильно, неотступно. Твое письмо – целебная вода. Относительно приезда трудно
сейчас что-нибудь сказать определенно, так как предполагается еще поездка в
один район. По-видимому, первого буду в Москве; тогда я расскажу тебе подробно
о путешествии. Сейчас я не смогу прислать тебе денег, но через
несколько дней, вероятно, получу, и я сейчас же пошлю. Я очень соскучился по
тебе и Наташе. Как жаль, я не вижу нас всех вместе; ее же возраст – самый милый
и интересный. Я думаю, что сейчас у тебя спешка и горячка и ты очень устала, но
скоро уже кончишь и тогда хоть немного отдохнешь. Может быть, и мне это
удастся. Поздравляю тебя с окончанием курсов; не гонись, пожалуйста, за
отметками, это совсем не нужно (последнюю фразу я дописываю, лежа на постели в
номере, а все перед этим написано в выставкоме, на людях и потому беспорядочно)
<…>. Завтра пойду рисовать нефтяные вышки, если дадут разрешение, а
послезавтра выезжаем в Кубанский район. Я много курю, кроме того
приходится прикладываться к стакану и это причина плохого состояния. Надо
вставать и приниматься за дела <…>. Когда буду заниматься живописью и
жить нормальной для меня жизнью? Будем ли мы все вместе? Соберемся ли наконец, и я вступлю в права супружества и отцовства? Все
же маленькая надежда у меня есть. Она-то и дает силу переживать всю жизненную
путаницу и суету. <…> 1939 г.
(24.06.) 58. <…> Все
это время провел в диком состоянии рисования для книги, о которой я тебе
говорил. Бесконечные поправки и переделки меня замучили. Кажется, эта история
приходит к концу. Во всяком случае, часть рисунков утверждена. Просыпался в
три-четыре часа утра и с темнотой, с тяжелой головой <…> 1940 г. <…>
Сегодня я работал немного. Сделал копию с Тинторетто «Освобождение». В лодку
сходят две женщины – беглянки из башни. Одна, сидя, снимает цепь, другая
обнимает рыцаря, который ее встречает и поддерживает. Маленький кусок слева
остался недописанным. <Рисуночек пером – Н. Р.>. Все дело в
настоящем счете, все держится на определенных числовых отношениях, и художник
должен найти это, ему нужное число в отношении цвета, как и тени; так и
конкретно холодного и темного к светлому и теплому.
Это и в линиях, и в их связи, и в отношениях форм к глубине. Если нельзя
наизусть, то можно иметь в виду эти общие нормы чисел. Сезанн очень хорошо
считал, и очень важно вести счет систематически, не прыгая по числам, ряды
которых бесконечны. Очень существенно, чтобы система чисел восполнялась
постепенно к более совершенным отношениям. Когда я рассматриваю художников –
ясно это вижу. В общем, все идет к большому свету, силе отношений и гармонии
наиболее универсальной, на границе которой покоятся синий и желтый, но качество
нейтральных, степень замутнения – это зависит от чувства художника и его
желаний, и именно это создает произведение. Великое искусство счета художник
ведет при помощи голоса своей крови, которую он делает способной к суждению.
Мысль делает сознательными звездные тельца его крови. И в других отношениях это
происходит также. В нашей, по-видимому, власти изменять нашу материальную
субстанцию. Как бесконечно искусство! Больше его узнаешь и
дальше отодвигаются его границы. А искусство ведь и есть идеи, то есть то что существует. В широком смысле – жизнь есть
искусство, а его формы – это существование идей. Понимание искусства – это
постепенно приобретаемое умение разбирать, читать эти идеи.То же относится к жизни, и через идеи искусства нам
становится понятна азбука жизни легче и полнее, чем каким-либо другим образом,
так как в этой области мы имеем хороших учителей. Впрочем, это зависит от
склада ума. Мой, а также и твой, способны скорее к
такому способу. <…> 1935 или 1936
г. 61. <…> Увы!
Денег нет. Если у тебя крайность – продавай Соловьева. Да как не крайность –
бутылок ведь нет, наверное, нету. О, жизнь, жизнь!
Дела становятся очень туги, и трудно набирать деньги,
чтобы ездить сюда, а искать дел нужно в Москве. <…> 1937 или 1938
г. 63. <…>
Прости за перерыв в переписке. Так занят, что
буквально с ног сбиваюсь, сплю 3-5 часов и утомился невероятно. А, главное,
едешь с работы после двенадцати ночи, а иногда и спишь в коридоре, где
работаешь. Вчера я был в Д<оме> Кр. Армии: результат неутешительный – должны посмотреть
начатую работу, приедут на автомобиле, но я сказал, что их уведомлю, когда
можно будет приехать. (Нашелся!) Но на эти деньги расчеты не оправдались: с
заработками к Октябрю идет очень туго. Я расклеился сильно и теряю подвижность
и способность к такого рода
работам. Работаю я один, без Машк<евича>, и там довольно редко бываю. Его выставка еще не
открылась. <…> 1937 или 1938
г. |
контакты | ©2005 |