фото С. Романовича

Художник СЕРГЕЙ РОМАНОВИЧ
в ЖИВОПИСИ и СЛОВЕ

Выдержки из переписки

Mатериалы к биографии:
автобиография и родословие
выдержки из переписки
документы и факты
вехи творчества

AddWeb.ru - раскрутка сайта, 
продвижение сайта

 

26 а.

<…>…сон, выпуская нас, мягко толкает нас: «действуй», чтобы вновь принять нас к тому времени, когда мы, уничтожив своей несовершенной деятельностью возможность дальнейших переживаний, обращаемся опять к снам ночи. Так это сегодня подобно жизни, как ночь – смерти, и Гете начинает свою вторую книгу, которую мы с Вами читаем, очень замечательной немецкой поговоркой: «О чем ты мечтаешь в юности, то с лихвой получишь в старости <…>.

1930 г.

 

 

27а.

6 июня

<…> уж не забыли ли Вы меня, так Вас любящего, думающего ежечасно о вас и берегущего Ваш образ среди суетных будней, подплывающих со всех сторон, как рыбы с бессмысленными глазами в мутной жизненной среде. Вы, как волшебный кристалл, разрушаете власть этих созданий. Сразу загорается свет при мысли о вас.  Это напоминает мне несколько феерические сцены балета, оказывается, в них есть смысл, они идут от реального основания. Ваш образ действует, как идея, как искусство, но Вы – живое существо, имеющее не только идеальное, но пространственное существование, и с этим связаны тревоги, беспокойные мысли и многое другое.

  <…> жизнь в другом существе – это и есть любовь. Мы хотим чувствовать, мы хотим сильно чувствовать. Но в основе всех чувств лежит любовь, так или иначе модифицированная, поэтому мы хотим любить, выходя за пределы нашего личного в направлении этой максимы всех чувств. Мы направляем наше внимание сначала на близких, потом на дальних; вначале наши чувства захватывают меньший круг, потом, расширяя орбиту, приобретают интенсивность молниеносных сверкающих колес в стремлении к единственному беспредельному пределу, к единственному, что может насытить наши чувства, приняв их в свою бесконечность. И нет ни одного существа, выключенного из этого потока. Сначала – это алчность, потом – привязанность и симпатия в той или иной форме, потом нежность, сострадание и восторг, все это есть в том, о чем мы говорим. Эти солнечные мысли, рождаемые людьми, как земная трава, пробивают тело чувств земли. «Побеги травы» Уитмена можно понять в этом смысле. Каждое сердце хранит извечное обещание. Здесь нет отверженности – «Ни одного обойденного, ни одного нелюбимого» – так говорит Уот про вселенную …

  Я пишу вечером после работы над заказным портретом одной дамы. Увы! Я должен менять профессию, то есть способ зарабатывания денег. Я становлюсь неспособен ни на какое приспособление, ни на какой компромисс. Что же говорить о том, когда мы пускаем искусство свое в оборот, и чтобы наша работа дала результаты, нам нужно служить посторонним неосмысленным желаниям, а не живущим в самом искусстве и проявляющимся через него идеям. Рука, быть может, и делала бы, да воля не хочет.

 

 

28а.

25 июня.

<…> Что касается меня, я был в чрезвычайном беспокойстве все это время. Таня простудилась в дороге и дней десять тому назад я узнал, что у ней воспаление легких, и молчание, несмотря на мою телеграмму. Вы можете себе представить, как я себя чувствовал. Только вчера я получил письмо о том, что ей лучше и мои тревоги немного рассеялись.

Все мои дела на точке  замерзания. Но сегодня я двину производственную машину энергично вперед<…>

Милый мой друг. Как Вы живете. Вы написали мне очень мало, бегло и общо. Больше деталей – они обогащают картину и каждое Ваше лишнее слово будет для меня большим удовольствием. Может быть Вы сердиты – не верю, не верю, Парфен, не верю <…>. Перечитал Гете. Что за удивительный человек! Девятнадцатилетним мальчиком он умел уже себя создавать. Вы помните его боязнь нищих и безобразных – уроки в клинике. Гром барабанов – на боязнь шума; от головокружений – открытая площадка  на высоте 600 метров колокольни Страсбургского собора и ночные путешествия на кладбище – от всякой жути и темноты. <…>

1931? г.

 

 

29а.

<…> Если я тебе не пишу так часто, как хотел бы, то конечно, не потому что я мало тебя люблю и мало беспокоюсь о тебе, но не считая внешних обстоятельств, которые обычно тяжелы в нашей обстановке, в этом виноват тот несчастный сплин и то состояние тяжелой и отвратительной сонливости, в которой я не могу ни мыслить, ни действовать. Это, по правде, какое-то состояние полубессознательности, в котором возникновение вещей действительного мира и необходимость действовать очень пугает и переживается как неприятность. Я думаю, что это род болезни нервной системы. Даже читать в это время я не могу и если беру книгу, то лишь вожу по ней глазами без смысла. Как раз в тот день, когда я тебе писал о благополучном конце первой серии хлопот о нашем эскизе, его вернули для поправок. Скверное и неблагодарное дело.

  Сейчас же, когда я в таком опущенном состоянии, моему приятелю приходится возиться со мной не меньше, чем с эскизом. Я чувствую, как становится меньше круг людей, которые встречают меня с удовольствием, а сам я думаю, что навожу порядочную тоску. Все это нехорошо, конечно. Думаю, что такого рода письма – далеко не пища богов, поэтому и не хочу тебя усердно потчевать, чтобы и на тебя не навести эту гостью. Мысль, что ты не бываешь приятен людям, а вернее, не можешь быть для них человеком, который бы повышал и украшал жизнь в минуты, когда ты с ними, может стать достаточно горька, потому что прежде всего, это твое собственное бытие признается незначительным и скучным, и всякий виноват в этом сам, будь он больной или здоровый. Я ясно очень <это> почувствовал, просмотрев книгу, в которой собраны письма Рубенса. Этот человек очень похож на Гете, но, пожалуй, еще более деятельный и ясный. В его природе было приносить всем удовольствие самим своим существованием.

1932-1933 г.<?>

 

 

30а.

<…> Почти все это время находился в состоянии скверном и вчера так и не мог кончить письма, уже начатого, так как еще сохраняю долю здравого смысла, который говорит, что незачем пересылать свои тяжелые и недостойные настоящего человека мысли, даже если почта берет за это недорого. Сегодня, как это бывает, час тому назад, совершенно внезапно почувствовал, что есть еще на свете просветы и без всякого видимого повода приободрился, пишу моему милому другу. Вчера я получил твое письмо, по которому видно, что ты тоже невесела. Увы. Когда имеешь способность рассуждать, то представляешь себе горечи жизни как лекарство, хоть горькое, но необходимое. Естественное право человека стремиться к покою и счастью, но судьба знает лучше, что ему надо и подносит горькие микстуры. Выпивая их не морщась и не жалуясь посторонним, мы поступаем как разумные дети, понимающие с первого слова, что надо пить и чем скорее выпить, тем лучше. Капризы и жалобы только усугубляют грустный процесс. Уменье страдать, молиться, мыслить и действовать – вот что нужно от человека. Это пишу я, боящийся беспокойств и страданий больше всего. Но думаю: так как их избегнуть невозможно, что хорошо чувствует каждый кто живет, сама их неприятность принудит меня найти им противоядие и найти выход из состояния мучительной неустойчивости. Если человек не работает сам над собой, тем хуже для него. Он откладывает необходимое на другой день или на третий, а Гете, прожив восемьдесят лет, сказал, что тот, кто каждый день не идет на битву, тот не настоящий человек. Утонченность нервов и чувств у нас преизобильная, мыслить мы тоже смогли бы при усилии, но действуем плохо, как ты, так и я. За это нам попадает. Я начал письмо, лежа на земле в ожидании поезда, продолжал в знаменитой электричке, а теперь пишу в трамвае. Боюсь, многого не разберешь. Страдание. Нет для меня ничего ненавистней названия этой фикции, разве только сам себе, когда нахожусь под властью этого фантома. В человечестве заложен правильный инстинкт отвращения к нему. Мы должны страдать, чтобы понять людей и для того чтобы в нас пробудилось сочувствие к ним. Но наше верное чувство говорит, что оно недостойно и не нужно нам, прежде всего, понявшим его призрачность. И мы должны в себе убить этот призрак, мучающий человечество, даже для того, чтобы другим стало легче. Как хорошо понимал это Уитмен! В общем, я чувствую, что виной всему болезнь… Что мы должны делать – восстановить во что бы то ни стало свои силы, потому что влачить существование очень тяжело. <…>

1933 г. <?>

 

 

31а.

<…>

Все это время я представлял собой лежачий камень. Несколько дней моя прострация доходила до того, что я не мог подняться с постели. Не думай, что это леность. Вероятно, это переутомление и малярия. А так как каждое движение тяжело, то и отвращение к жизни. В голове туман и ни одной расчлененной мысли. В общем – Азия. Но скоро я начинаю лечиться. Я уже купил сегодня градусник для воды. Вода – это избавление. Вода и растительные силы. Впрочем, я кое-что сделал перед летаргией. Проект «Перехода» прошел в одной главной инстанции. Я вероятно буду иметь мало, около тысячи рублей, если только можно считать теперь что-то вероятным. Можно было бы и на командировку обратить внимание, но у меня на это нет сил. Я смотрю кругом на людей, и они кажутся мне какими-то бессмертными богами: годы выносить эту жизнь и все-таки увеличивать свои жизненные присоски, бегать все быстрее и толкаться все оживленнее. Я чувствую, что я ближе к вымирающему виду (даже стал вдруг ставить твердый знак). Я знаю, что пишу нерадостные вещи, но правды не скроешь, и кроме того, еще есть надежда благоприятного поворота колеса. <…> 

1932 г.<?>

 

 

33а.

<…> По правде сказать, я насилу дотащился и сейчас чувствую крайнюю разбитость и болит голова. Всему виной бессонные ночи и бесконечное курение. Ты верно пишешь, но так хочется сделать поскорее и так досадно когда не выходит, и нужно тотчас сделать новую попытку, а на все (нужно) время, а скверная тошная слабость мешает. Кроме того, я ведь хочу сделать рисунок, и чтобы это могло вывести меня из необходимости другого заработка, который совсем отшибает прочь от дела. <…> Но я так замучился и отупел, что отказываются и ум и руки и я перепортил много бумаги, что стоит денег. Кроме того, я не выношу присутствия во время работы, и скрип двери или даже мысль, что могут войти, приводит меня в содрогание, поэтому я стараюсь работать ночью, но и днем не сплю. Но скоро я введу порядок в свою жизнь. Одно, что меня утешает, это ты. <…>

1935-1937 г.<?>

 

 

34а.

<…> Я устал ужасно, бесконечно. Иногда чувствую себя просто полумертвым и не могу работать часами, так как с пером бывает утомление и глаза и вообще этот мелкий кропотливый процесс, он может иногда извести, особенно если я сижу по двадцать часов в сутки и тружу себе глаза. Мое чисто дьявольское упорство в этих делах может заставить ослепнуть и доводит до рези в глазах, и так я устаю, что и результат – начинай снова, так как рисунок не имеет всех тех качеств, которых я от него хочу. Надо проводить время так: днем работать над живописью шесть часов и вечером рисовать шесть часов – вот это нормально. Но живописью так сложно сейчас заниматься – подрамки и, увы, отсутствие синих кобальтов и ультрамарина – я упустил. Был в таком состоянии, что не мог просить взаймы, а денег и посейчас не получил. Ты можешь быть спокойна, так как у меня одна мысль что-нибудь сделать, и если бы сама Афродита явилась и мне в это время протянула кисть, я, невежа, взял бы кисть. Мое уединение кончилось, и я раздражаюсь с непривычки. Бедный мальчик, я ничего не могу сделать. Я чувствую себя очень плохо. Мне бы очень надо уехать и жить одному подальше от Москвы. Ты верно пишешь, что все залеплено мелочами и талонами, у всех мозги в паутине, и как трудно из нее выбраться. Как трудно – ведь вся жизнь построена на этой липкой бумаге. Но я решил <неразборчиво> что сделаю: во что бы то ни стало я завоюю себе свободу, если раньше я не завязну так, что не смогу открыть глаза. Если бы поздоровей себя чувствовать. <…>

1934 – 1936 <?>

 

 

35а.

<…>

Я хотел тебе ответить вчера же и прошел даже пешком обратный путь, чтобы сберечь деньги на марку (увы, бывает), но так устал, что отложил до сегодня, хоть и хотелось тотчас тебе написать.

  Моя работа идет, благодарение судьбе, и эти дни я делал подготовительные рисунки. Там нужен  <неразборчиво> труд, ибо процесс обогащения и выпрямления требует «труда и бессонных ночей», как говорил Тинторетто. Что же касается приема в Издательство и результата, то это дело довольно сомнительное, так как голова приемщика неизвестна, или, скорее, известна довольно «и дорога находится в руках мальчишек», как говорит Гете, тот самый великий человек, из которого ты частенько делаешь колючку и шпору в своих письмах. И это правильно, когда такой пример прибавляет ходу или вывозит на настоящую дорогу рассеянного и ленивого человека, подобно тому, как прикосновение шпоры наездника пускает в галоп по правильному пути строптивого коня. Величие подобает великим, но они были людьми и нам нужно следовать их примеру по мере наших сил.

  Я тебе писал, что перечитываю Гамлета и чем дальше, тем больше открываю в нем красоты, но перевод недостаточно хорош. Если б наше общество было в состоянии чувствовать прежде всего в дословных прозаических переводах. Натяжки, водянистость языка сопутствуют всем переводам в стихах. Бедные поэты и мы, не знающие их языка. Между прочим, меня заинтересовало одно обстоятельство: ты помнишь, в «Ученических годах» Мейстер Гете говорит, что Гамлет был полный, основываясь на словах королевы-матери во время дуэли. Здесь, в моем переводе их нет, как я не искал. Или Гете, или переводчик – «вот в чем вопрос» это не переводы, а «свистки для перепелок», как говорит Полоний. Я хочу попробовать сделать рисунок к Гамлету, хоть это то, чего я не пробовал. Да окажется мое перо достойным высокого образа и да поможет мне великая тень <…> работа и усталость от нее (я сплю не больше четырех – пяти часов, а если я работаю, значит, все хорошо. Это ведь можно мне простить (напиши мне по этому поводу) <…>. Писал ли я тебе, что кактус дал новый побег из-под зелени (не лист). Новые отростки мирта и кактус как будто принялись. Прошло уже двенадцать дней как они, отрезанные от материнского ствола, начали самостоятельную жизнь в консервных банках, временно, временно! Клянусь честью.

<1934-1935 ?>

 

 

40а.

<…> Визави на двух соседних лавочках сидят ближе ко мне дама или девушка, вообще создание с экзотикой под цыганку или, вернее, египтянку: смуглая в кудрях и переглядывается с двумя джентельменами среднего иностранного типа, довольно уморительного. У меньшего из них совершенно квадратное туловище с жилетом, кончающимся под мышками. Они, по-видимому, смущены, не зная, какие приемы галантности употребляют в таких случаях у нас, а может быть и тем, что на них зрит такая эффектная картина… Как говорит Киля, мурмурлеточка. Но… это не все еще, и то, что я впал в такое бессмысленное пустословие, виновата, вероятно, реакция от черной меланхолии, в которой я барахтаюсь самым бессмысленным образом все это время. Боюсь, что я очень низко упал в Ваших глазах. Если б Вы узнали, в какой обстановке я пишу! Взглянул на часы – без четверти час, а в час должен водить шефскую экскурсию по выставке наших рисунков. Пребываю пока на этом.

1931 или 1932 г.

 

 

42а.

2 июля, 3 часа дня.

<…> Пишу на пароходной пристани у Крымского моста. Вокруг стучат топоры. Плотники рубят пристань, и я сижу на бревне в ожидании парохода, который должен подойти через 10-15 минут. Я хочу посмотреть пароход и снаружи и внутри. Вот он загудел сиреной и подходит белый с красным флагом на носу. Теперь я уже читаю название «Нижний Новгород». Он пыхтит, как хороший кот. Но достать билеты 1-2 класса можно лишь за несколько дней. Это гораздо неприятней, так как 4-5 дней – срок очень большой в моих ресурсах <неразборчиво> уже по наведенным справкам не пойдет, так как почти невозможно сразу получить комнату. Она стала <неразборчиво> курорта. Стали пускать пассажиров, и я попробую пройти на пароход. Осмотрел – очень хорошо, как вообще на пароходах. Я направился к кассе и имел разговор с человеком, который ведет список очереди – здесь дело гораздо хуже. Он дожидается очереди с 23 числа и числа 6го надеется получить. Объясняется это тем, что много едут из ПТУ и наркоматовских учреждений. Числа 15-го, говорил он, это при счастливом случае, я могу надеяться получить. Это явно не подходит, как ни грустно. Пока это придется оставить. Теперь новое: сегодня мне дали адреса в Каширу и хвалили ее, завтра поеду смотреть. Но как захотелось мне путешествия! Когда я проходил коридором, заглядывал в каюты. И это на маленьком суденышке, похожем на автобус. Как бы чувствовали мы с Вами на океанском пароходе, рассекающем десятки миль своим стальным носом соленые волны. Здесь очень ветрено. Сильный ветер, как в американском фильме, когда юный герой уезжает с пристани в неведомые страны, чтобы встретить возлюбленную и освободить от корсаров. Значит, завтра в Каширу. Здесь дежурят даже ночью, и каждый день приходят от 8 до 10 на перерегистрацию. Рядом сидит особа, к которой перешла запись. Она с 22 числа записана. Это потому что ежедневно пароход один и выдают 5-10, очень редко больше (это касается 1-2 класса) билетов в день. Завтра – Кашира, три часа езды с Павелецкого вокзала, с того самого, который мы недавно навестили. У меня письма Серафиме Петровне и Мусе, особ мне неизвестных. Зайду, узнаю сегодня расписание, чтобы пораньше туда приехать. До свиданья, моя красавица, вижу Вас немного растерянной перед лицом земного шара. До завтра. Ваш С.М.

1931-1932 г.

 

 

43а.

<…> (Последняя приписка).

Вечером я рисую. Напрасно Гегель и Вергилий жалобно взывают, я читаю несколько строк в день. Не грустите, дорогой мой друг. Умереть вообще не так плохо, а ребенком может быть еще легче. Да, оставшиеся здесь печальны, но мы всех встречаем, кого хотим. У меня есть новость для меня неприятная. Я расскажу (она задевает меня непосредственно). Я расскажу Вам при встрече. Ваш С.

<На обороте>

Как бы это объяснить, ну, нечто вроде разницы между ночью в Крыму или Италии и ночью на севере. Кобальт – это будет ночь на Золотом Роге <…>

1932 г.

 

 

47а.

<…> Вот, наконец Вам и письмо чернилами с Арбатского почтамта. Был в Староконюшенном переулке у больного знакомого, о котором Вы слышали. Через несколько дней он едет в Воронеж, и я его навещаю, пока он здесь. Позавчера вечером воротился из Москвы, сел за работу и вчера не выезжал совсем. Поэтому и не писал Вам. В общем, был тяжелый день, но надежда, спасительница людей, меня не оставляет окончательно. Этим мы и дышим. Кроме того, верой, что надежда не будет тщетной. В  сущности, надеждой по поводу надежды. Вечером читал хорошую книгу, в которой нашел замечательные мысли и описания некоторых событий. При случае Вам расскажу. Посылаю Вам две фотографии, довольно неудачных, но надо сознаться, что и оригинал не из важных. Относительно Каширы. Так как письма я получил от особы болтливой и любопытной, то и не хочу пользоваться  ее посредничеством, тем более, что, как выяснилось, и она скоро туда поедет. Мурманск тоже на точке замерзания. В общем, чувствую себя неважно и еще более потому, что давно не вижу Вас. <…>

1932 г.

 

 

48а.

<…> около 20 числа наша экскурсия выезжает на Мурман. Так окончательно решено, на этот раз, видимо, уже крепко, так как выписаны деньги. Кого это Вы собрались убивать? Что до меня, я произвожу резню в живописи – большое кровопролитие, которое мне стоит много крови. Но я решился выбрать лозунг: «Чем бесславно погибнуть – воевать и воевать», не складный, но решительный. Иногда вечерком прохаживаюсь по садику, вроде козы и Силена, но и здесь несравненно с Москвой. Вчера ночью я был очень очарован белыми цветами картофеля и вишневыми и яблоневыми деревцами на грядках с картошкой. Их ветви рисовались на фоне неба с бледными звездами.

Я надеюсь Вас увидеть перед отъездом. Сегодня заеду на Арбат к Вашей маме. Ваш С.М.

1932 г.

 

 

50а.

<…>   Все время сижу дома, вернее лежу. Как только встаю, начинаю работать – поднимается температура. Вчера вечером была 38,6. Что это за штука, я недоумеваю, так как это вполне не совпадает с тем, что со мной было раньше. После 15-го примусь за докторов, провалиться бы им. Когда зайду к Вам – прямо не знаю, так как в этом состоянии, в котором я нахожусь, я отвратителен… кроме того, что не хочу, да и не могу показываться людям. Первый день сегодня я в музее, все довольно плохо. Надо стараться выздоравливать хоть не совсем, но чтобы держаться на ногах. У меня образовалась привычка стонать, что нужно прекратить, как я чувствую.

 Что Вы делаете? Как идет Шопен? Не отдавайте ему чрезмерного внимания. Я Вам принесу книг гораздо лучше. Мусоргский мне лучше нравится. Вы познакомитесь с его судьбой, очень грустной, которая с теми или иными изменениями обща многим художникам, особенно русским. Они забыты и несчастны как дети, растущие в грубой семье, где их не любят и считают лишней обузой… впрочем, во многом они сами виноваты, однако их все-таки жаль. На моем коротком веку прошло несколько замечательных людей, можно сказать, гениальных даже.  Я очень бы хотел написать о них, что знаю, чтобы память о них не исчезла бесследно. К этому нужно привлечь других худ<ожников>, которые были им друзьями. Но сейчас все очень разобщены и заняты своим. <…>

1932 г.

 

 

55а..

  <…> Добрый день. Хочу, чтобы он был действительно добрый для Вас. Сегодня уже второй день, как Вы на свободе и на природе. Действуете ли Вы, как мы говорили? Лежите ли Вы на траве с книгой? Так должны Вы проводить свои дни: рядом должны быть лепешка и молоко. Так и не иначе должны Вы проводить этот месяц: созерцать деревья, небо, рассматривать птиц и скотов и гнать все другие мысли прочь. Хоть месяц к вечным дыханиям природы и ее впечатлениям.

Сегодня я <…> отправился в музей Из(ящных) искусств, где должны быть выставлены ленинградские художники – их там не оказалось. Но посмотрел другое и как всегда наряду с прекрасным чувством перед искусством, горькое чувство перед потерей времени и ничтожностью собственного существования. Спасенье в том, чтобы раз и навсегда забыть все и делать то, что должен художник. В этом первый долг. Ошибка ли в том, что я не могу приспособляться к условиям жизни или несчастное свойство натуры, но я не годен ни на что другое, если я начинаю думать и работать. И эти горькие толчки, когда видишь искусство. Встретил Шевченко, такой художник. Он сумел, по его словам, приспособиться к жизни. Но ему легче, так как он все-таки течет по течению и может быть принятым так или иначе на современном рынке. Он рассказывал о Синезубове, который сейчас на Корсике <…>

Сижу на ступеньках музея. Сегодня утром купил пачку табаку за 2.80 и почувствовал облегчение. Я думаю, что табак необходим, пожалуй, в нашем положении, которое хуже губернаторского.

Вчера, когда я ехал с Павелецкого вокзала, в трамвае случайно встретил спутницу моего больного. Его выписали из больницы, саркомы нет, но нет и определенного диагноза. воспалительный процесс в позвоночнике – очень неопределенно. Операцию делать не будут и шлют в Пятигорск. У них всякие к тому же материальные затруднения. Завтра я, наверное, их увижу. <…>

1932 г.

 

 

56а.

<…> Здесь ужасная жара и духота. Сейчас я из музея и вагона трамвая, где мне чуть не сделалось дурно от духоты и отвращения. Пишу Вам с вокзала, но и здесь, несмотря на толканье, все-таки немного лучше, чем на улице. Кроме того, жажда невыносимая. Наша поездка двигается пока что плохо, так как банк все не платит денег. Я рад, так как надежда увидеть Вас в Москве становится более реальной. Это будет истинное чудо увидеть Вас, мою луну и солнце вместе. Во имя царства кузнечиков, большого Муравья (помните?) и великого гимнаста, придорожного даякского клопа, не забывайте меня никогда. Я совсем плохо себя чувствую. Это плохо, очень плохо не хотеть ничего ни видеть, ни делать. <…>

1932г.

 

 

59а.

<…> прошу не забывать в Вашей стране осеннего золота и паутинок твоего несчастного верблюда, которому его вьюки стирают бока, и не подкладывать еще колючек. <…>

1932г.

 

 

63а.

<…> Сегодня серенький, можно сказать, первый осенний  день. Я думаю, что грибы лезут один за другим. Я часто вспоминаю этот необыкновенный случай, когда я увидел белый гриб. Даешь ли ты им подрасти? – замечая место это, раскрывай с осторожностью. Я думаю, страшно интересно, ну и к тому же примешивается страх потерять место и опасение, что придут другие и сорвут, но зато какая охота и простор для эмоций. Ты же в этом понимаешь толк.

Я все сильнее и сильнее гну спину и нажимаю, как велосипедист на пробеге подходящий к финишу, но мой финиш еще далеко. <…>

1934 г.?

 

 

65а.

<…> Я не захожу к Вам, так как чувствую себя больным. К вечеру всегда жар, не знаю сколько, так как нет градусника. Это малярия. Прошу Вас не беспокоиться. Ваш С.

<К письму приложены стихи А. C. Пушкина «Для берегов отчизны дальней» и «Ахилл-Гектор»>

1932 г.

 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

контакты ©2005
Hosted by uCoz